Google+
Сейчас уже никого не удивить такой вещью, как электромобили – более чем привычное средство передвижения, не менявшееся почти полтора века, на наших глазах переходит в следующую стадию развития, которая продлится минимум еще лет 100. Увидев интерес обычных людей к новой технологии, производители менее габаритных видов транспорта не смогли упустить свой шанс и также успели запрыгнуть на волну всеобщей электрификации, предложив массовому потребителю недорогой, тихий и простой в использовании аналог электромобиля. Для этого им в буквальном смысле не нужно было изобретать велосипед – оказалось, что к нему достаточно просто прикрутить маленький электродвигатель. И пошло-поехало…Теперь у нас есть электросамокаты, электроскейты, гироскутеры, сигвеи и даже моноколеса.
Зарождение и развитие
Переход мобильного городского транспорта на электрическую энергию случился уже довольно давно – 3 декабря 2001 года на американском канале ABC изобретатель Дин Кеймен представил первый сигвей (segway). Устройство было громоздким и на старте оценивалось в какие-то невероятные 5 тысяч долларов.
Поэтому настоящий бум подобных гаджетов случился несколько позже. 2-3 года назад внезапную популярность обрели гироскутеры, с них то и началось повальное увлечение компактным электротранспортом. Пока что он находится в самом начале своего пути, это признают все эксперты в данной области. Далее познакомимся с видами мобильного электротранспорта, определимся с положением этих устройств в нашей стране и их перспективами в мировом масштабе.
Электрические велосипеды
Если сигвеи и гироскутеры знакомы не всем, то на классических велосипедах ездили, наверное, 99,9% людей, тем необычнее будут ваши ощущения при первой поездке на электровелосипеде. В детстве, поднимаясь по крутому склону, многие мальчишки думали: «Эх, вот бы педали крутились сами по себе!» Теперь мечта стала реальностью, сегодня есть возможность как купить электровелосипед, так и превратить в него свой классический байк.
Готовые решения стоят от 1 000 долларов, проезжают на одной лишь электротяге до 30 километров (если вдобавок крутить педали, то движок протянет все 300 км), а максимальная скорость таких велосипедов достигает 80 км/ч (либо 30 км/ч, если не «помогать» педалями). Выпуском электробайков занимаются даже некоторые автопроизводители, например, Audi. А вот дооснастить свой велосипед можно сильно дешевле – необходимый для этого набор, состоящий из мотор-колеса, специального контроллера, ручки-акселератора, зарядного устройства и сумки для аккумуляторов и прочих компонентов, обойдется в 300 баксов.
Моноколеса
Этот необычный гаджет является дальним родственником сигвея, сохранившим лишь принцип самобалансирующегося гироскопа. Главное преимущество данного гаджета – компактные размеры и непревзойденная мобильность. Скажите, какое еще высокотехнологичное транспортное средство можно положить в рюкзак и отправиться по своим делам? Как правило, средний моноцикл имеет запас хода 20-25 километров, весит около 10 кг и развивает скорость до 20 км/ч. Большинство моделей стоят до 500 долларов, но есть и более дорогие варианты с лучшими показателями скорости, мощности и автономности.
Электроскейтборды и самокаты
Как и электровелосипеды, эти два средства передвижения хороши тем, что при разрядке батарей вы сможете продолжить движение при помощи мышечной силы. Кроме того, они имеют небольшие габариты (электроскейтборды сами по себе компактны, а все самокаты обладают складной конструкцией).
Помимо этого, стоит отметить, что если электросамокаты позиционируются как транспорт для широкой аудитории (не зря же во многих крупных городах открываются пункты проката), то электрические скейтборды рассчитаны на молодежную аудиторию, которая уже овладела обычными бордами и ищет чего-то нового в старой обертке.
Электрические скутеры
Электроскутеры и мотоциклы стремительно набирают популярность по всему миру, их рецепт успеха прост: цены практически на уровне бензиновых аналогов, компактные размеры и достаточный для ежедневных поездок запас хода делают электроскутеры идеальным городским транспортом. На рынке можно найти модели как от знаменитых брендов вроде Gogoro или CityCoco, так и от никому не известных ноунеймов.
Мобильный электротранспорт в России
В наших реалиях использование любых портативных средств передвижения значительно ограничено капризными погодными условиями. Особенно усложнена эксплуатация всех вышеописанных устройств в зимний сезон. Их аккумуляторы боятся минусовых температур, пластиковые корпуса не дружат с дорожными реагентами, а электронная начинка страдает от конденсата, образующегося по возвращении в теплую квартиру. Не говоря уже о самом пользователе, который должен надеть 100500 курток, чтобы сопротивляться холодному встречному ветру при движении.
Частично из-за капризной погоды, а частично из-за слабой покупательной способности населения в России популярны в основном дешевые китайские гироскутеры, да и то популярность эта пришла на год позже всего остального мира. Зато сейчас их можно встретить в небольших городах и даже взять в аренду у различных парков отдыха.
Перспективы личного электротранспорта
На данный момент главным препятствием для действительно массового распространения мобильных электрических средств передвижения являются аккумуляторы. Если остальные характеристики (максимальная скорость, вес, нагрузка) уже дошли до вполне приемлемого уровня, то элементы питания буквально находятся в зачаточном состоянии развития. Помимо самой очевидной проблемы – недостаточной автономности – здесь, в отличие от смартфонов, батареи все время подвержены тряске, ударам, перепаду температур, работе на износ до полной разрядки, периодическому контакту с водой и прочим невзгодам жизни. Конечно, после такой суровой жизни аккумуляторы резко теряют емкость, становятся нестабильны и выходят из строя.
Немалую роль играют и такие факторы, как инфраструктура и цены. В первом случае речь идет о безбарьерной среде (велосипедные дорожки, ровные тротуары, переходы между бордюрами, отсутствие ограждений в общественных пространствах), а с ценами и так все понятно: до тех пор, пока минимальная стоимость тех же электровелосипедов не снизится до 150-250 долларов вместо нынешней тысячи, о популяризации мобильного электротранспорта за пределами крупных городов не может быть и речи.