Почему звук — круче, чем виртуальная и дополненная реальность. И как Apple нам это докажет.
Худшая идея накануне крупного Apple-релиза — называть грядущее устройство «новым iPhone». Так было с Apple Watch, так же провожали в большой мир умную колонку HomePod. Итоги? Конечно же, разочаровывающие: единичные гаджеты больше не производят такого же фурора, как десять лет назад.
Более того, мыслить категориями продуктов — ретроградство. Пора понять, что Apple стала работать по направлениям, а феномен iPhone навсегда останется уникальным. Повторить его не сможет ни один образец персональной электроники.
Гештальт про еще одну технологическую революцию нужно закрывать: ни умные часы, ни колонки, ни даже очки дополненной реальности не перевернут мир с головы на ноги. Более того, кардинальные повороты никому не нужны — поле для полезных маневров есть уже сегодня.
Особняком на этом поле стоит аудио-направление. Это — ниша, к которой Apple должна относиться максимально старательно и прилежно. Потому что, несмотря на явное отсутствие революций, качественный скачок здесь совершить можно.
Что значит работать над аудио? К счастью, ответ более чем пространный: выпускать устройства (наушники, колонки), развивать сервисы (Apple Music, «Подкасты») и прокачивать искусственный интеллект (Siri). Фронт для деятельности более чем достаточный. Но в отличие от дополненной реальности, аудио не вызывает такого же восторга. И зря: в пользу этого направления есть немало доводов.
Постоянный спрос
Есть объективная статистика: мир насытился смартфонами. Рост рынка на десятки процентов в год остался в прошлом — возможно, до конца десятилетия мы даже застанем сезонные падение совокупных поставок.
Богатые страны вышли на стабильный темп, в развивающихся регионах не-бюджетные модели обречены. Такое уже проходило с ноутбуками: после замедления индустрия не умерла, но снизила темп ввода инноваций и вышла на стабильный курс.
На фоне консервативных прогнозов, аудио выглядит просто идеально: люди усиленно скупают как беспроводные наушники, так и умные колонки. Лучшая тому иллюстрация: постоянный дефицит AirPods. Также, нет сомнений, что покупка Beats за $4 млрд давно оправдала себя для Apple.
Точная статистика отсутствует, поэтому делаем выводы по косвенным признакам. Раздел «другие продукты» в квартальной отчетности Apple с 2015 по 2018 вырос вдвое — до $9,4 млрд. Туда входят AirPods, HomePod, Apple TV, iPod, Watch и продукция Beats. Несложно понять, что рывок прибыльности обеспечили, хотя бы частично, именно аудио-гаджеты: AirPods, HomePod и наушники от доктора Дре.
Хотя с HomePod затяжного дефицита не было, рынок колонок на взлете. Конкурентные устройства (Alexa от Amazon и Google Home) продаются в количестве нескольких миллионов экземпляров за квартал. При этом, до насыщения еще очень далеко — даже в США не все домохозяйства могут похвастаться умной аудио-электроникой.
Еще один важный момент: оценочные продажи, которые совершают через голосовой интерфейс. С помощью умных колонок в 2018 году заказали товаров примерно на $2 млрд. К 2022 году ожидается рост до внушительных $44 млрд. То есть, прибыль можно будет считать не только по факту продажи, но и по ходу использования.
Сырой для экспансии рынок
Сделать лучший смартфон в мире сегодня недостаточно — конкуренты все равно съедят продажи демпингом цен или маркетинговыми уловками. Покупатель избалован, а его предпочтения сложно изменить: поэтому миграция с Android на iOS идёт не взрывными, а просто добротными темпами.
В мире аудио-технологий все несколько проще: массовый сегмент готов к обработке. Те же AirPods оказались для рядового пользователя так хороши, а для конкурентов так сложны в повторении, что уже два года не сходят с позиции «лучшие в сегменте».
HomePod в своих музыкальных качествах тоже удивил: колонка на равных соревновалась с дорогущей акустикой. Люди, которые раньше не думали пользоваться Hi-Fi оборудованием, втянулись в мир качественного звука — и стали брать домой по несколько HomePod.
Эти примеры доказывают, что у Apple достаточная инженерная сноровка, чтобы задавать индустрии курс. Несмотря на засилье брендов, сфокусированную конкуренцию никто просто не может выставить. Существующих игроков масс-маркета Apple выдавит брендом, а преимальный сегмент слишком узок.
Впрочем, даже в более сложных ситуациях есть повод для оптимизма. Это, конечно же, про Apple Music — музыкальный сервис, который стабильно набирает пользовательскую базу. Популярность Spotify и Google Music этому не слишком и мешают. Конкурентная среда, где серьезными темами растут сразу все игроки — это как раз про аудио.
Как звучит искусственный интеллект
Siri, которая долго томилась в ожидании прорыва, с выходом iOS 12 может наконец-то получить ощутимый рывок в полезности. Напомним, в операционке появится программа Shortcuts. В ней можно программировать связи между программами и активировать их с помощью ключевых слов.
То есть, распознавание голосовых команд — а значит и работа по направлению аудио — станет еще важнее для Apple. Продолжится и улучшение качества синтеза речи со стороны Siri.
Эти возможности больше нельзя разрабатывать «для галочки», вкладываться в развитие виртуального ассистента нужно по полной. В первую очередь потому, что в продуктовой линейке есть уже два устройства, полностью зависимых от Siri: это AirPods и HomePod. И это, опять таки, аудио-гаджеты.
Чего ждать
Для потребителей — все максимально хорошо. Когда-то Apple уже ставила музыку во главу угла. Конечно, тогда компания полагалась на продажи iPod, но времена были хорошие. Нынешний поворот к аудио-технологиям тоже невозможно осуждать. Потому что в отличие от ускорения процессоров или увеличения объема ОЗУ, разницу мы услышим.